PMI PMBoK (Project Management Institute Project Management Body of Knowledge) де-факто является основным и самым популярным стандартом управления проектами в мире. И чтобы этот стандарт оставался актуальным PMI обновляет его каждые 4 — 5 лет, следуя новым подходам к управлению проектами.
В 2017 году PMI выпустил в свет новую версию PMBoK 6th Edition. Каждое новое обновление PMBoK вызывает массу беспокойств и опасений у одних менеджеров проектов и воодушевление и любопытство у других.
Ниже мы рассмотрим наиболее важные изменения, которые произошли в новой версии этого стандарта, и то, как эти изменения повлияют на экзамен PMP. Так что нового в PMBoK 6?
Официальная версия PMI PMBoK 6th Edition вышла 6 сентября 2017 года.
Первое, что сразу же бросается в глаза это объем нового издания. Оно состоит из впечатляющих 978 страниц, включая Agile Practice Guide. В сравнении с пятым изданием PMBoK, которое содержит 616 страниц, шестая версия является одним из самых больших обновлений за всю историю существования PMBoK. Только одно дополнение Agile Practice Guide содержит 183 страницы, что всего лишь в два раза меньше полного издания PMBoK 3d Edition. Очевидно, что новая версия содержит множество изменения, в том числе с точки зрения Agile подхода, а это непременно должно отразиться на содержании экзамена PMP.
Рассмотрим подробнее шесть наиболее важных изменений с точки зрения прохождения PMP экзамена.
1. Agile
Гибкие и адаптивные методики в настоящее время являются важной составляющей не только проектного менеджмента, но и глобальных подходов к управлению бизнесом. Если в пятом издании PMBoK гибкие методики управления были лишь вскользь упомянуты, то в новом стандарте на них делается упор и они проникли практически во все процессы управления.
Эти изменения базируются на исследованиях PMI по растущему влиянию и применению методик Agile, Scrum, Kanban, Lean, XP и прочих адаптивных и управляемых изменениями методологий управления проектами. Эти изменения включают:
- Области знаний теперь рассматриваются через призму применения гибких и адаптивных методик управления.
- Для всех процессов управления входы, выхода, а также применяемые инструменты и технологии (англ., ITTO, Inputs, Tools & Techniques, Outputs) приведены в соответствие с Agile подходом.
- Добавлены отдельные приложения для Agile, Iterative, Adaptive и Hybrid подходов.
- Добавлено самостоятельное руководство по гибким методологиям Agile Practice Guide, которое хоть и не является частью PMBoK 6, но играет ключевую роль в новом издании.
Если в своих проектах вы уже используете Agile подходы и знакомы с такими терминами как: итерация, спринт, бэклог, пользовательские истории, планирование по итерациям или спринтам, канбан, рефакторинг, скрам-мастер и др., то шестое издание PMBoK не станет для вас чем-то новым и пугающими. Очевидно, что все это должно стать частью стандартного экзамена PMP.
2. Новые процессы
Здесь нет каких-либо сюрпризов, т.к. с 2000 года в каждом новом издании PMBoK появлялись новые процессы. Если в PMBoK 3d Edition было 39 процессов, то в четвертом издании их стало 42, в пятом 47, ну а в шестом мы видим уже 49 процессов (страшно представить сколько процессов будет к десятому изданию).
В PMBoK 6th Edition добавлено 3 новых процесса и удален один старый «Закрытие закупок» (англ.Close Procurements). Это изменение сделало новый PMBoK более целостным и заполнило пробелы в областях, которые не были должным образом раскрыты в ранних выпусках. Что еще более важно, PMI благодаря своим исследованиям формализовал новую практику управления, которая укрепилась до общепринятых принципов и обновилась с новыми процессами.
Вот те новые три процесса, которые появились в PMBoK 6th Edition:
Manage Project Knowledge — Управление знаниями проекта
Область зананий: Управление интеграцией
Группа процессов: Исполнение
Этот процесс расширяет парадигму Управления знаниями в рамках проекта. Процесс начинается со сбора «сырых данных», который затем преобразуется в «интегрированную информацию», которая, в свою очередь, преобразуется в «знание», которые необходимы для «принятия решений».
Кроме того, в этом процессе рассматривается необходимость изучения уроков на протяжении всего жизненного цикла проекта и ведения «реестра извлеченных уроков» в качестве результата. На наш взгляд это отличное дополнение, т.к. мы живем в мире больших данных и информационной экономики независимо от отрасли, а управление знаниями проекта и извлеченные уроки имеют решающее значение для понимания преимуществ и повышения эффективности проектов.
Implement Risk Responses — Реализация ответных мер
Область зананий: Управление рисками
Группа процессов: Исполнение
Этот новый процесс заполняет пробел, который существовал между 5 процессами планирования и одним из процессов мониторинга и контроля в области знаний «Управление рисками», которые существовали в предыдущих изданиях PMBoK. Учитывая особую роль управления рисками в проектном менеджменте, это является значимым дополнением.
Кроме того, PMI добавил новую меру реагирования на риск — «Эскалация» (англ., Escalation). Эту меру предлагается использовать для рисков, выходящих за рамки проекта, чтобы передать риск соответствующему внешнему для проекта человеку или организации.
Control Resources — Контроль ресурсов
Область зананий: Управление ресурсами
Группа процессов: Мониторинг и контроль
Данный процесс однозначно необходимое дополнение к руководству PMBoK. Процесс «Управление проектной командой», который позволяет менеджеру проекта решать проблемы, связанные с работой членов команды проекта, существовал и в более ранних изданиях стандарта.
Однако, как признает большинство руководителей проектов, важно также оценивать фактическое и плановое использование оборудования, материалов или человеческих ресурсов. В шестом издании термин «командные ресурсы» вводится как для обозначения человеческих ресурсов, так и для физических ресурсов: оборудования, материалов или поставок. Но при этом остается вопрос, будет ли руководитель проекта контролировать ресурсы команды отдельно от команды проекта.
Очевидным является тот факт, что в новый экзамен PMP будут включены вопросы по новым процессам управления.
3. Области знаний и процессы управления
В новом шестом издании имеется немало изменений, связанных с переименованием областей знаний, процессов и их перестановкой. Так что нового в PMBoK 6?
Изменение названий областей знаний
- Область знаний «Управление временем проекта» (англ. Project Time Management) стала именоваться «Управление расписанием проекта» (англ., Project Schedule Management). Это изменение более точно отражает суть области знаний.
- Название области знаний «Управление человеческими ресурсами проекта» (англ. Project Human Resource Management) изменено на «Управление ресурсами проекта» (англ. Project Resource Management), что по сути представляет собой переход менеджера проекта к более активной работе со всеми ресурсами проекта, а не только с человеческими. Сюда относятся оборудование, материалы, поставки и, конечно же, человеческие ресурсы.
Изменение названий процессов
- Планирование управления заинтересованными сторонами (англ. Plan Stakeholder Management) -> Планирование вовлеченности заинтересованных сторон (англ. Plan Stakeholder Engagement)
- Планирование управления человеческими ресурсами» (англ. Plan Human Resource Management) -> Планирование управления ресурсами (англ. Plan Resource Management). Что соответствует изменению области знаний «Управление ресурсами проекта».
- Контроль коммуникаций (англ. Control Communications) -> Отслеживание коммуникаций (англ. Monitor Communications).
- Контроль рисков (англ. Control Risks) -> Отслеживание рисков (англ. Monitor Risks).
- Контроль вовлеченности заинтересованных сторон (англ. Control Stakeholder Engagement) -> Отслеживание вовлеченности заинтересованных сторон (англ.Monitor Stakeholder Engagement).
- Выполнение контроля качества (англ.Perform Quality Assurance) -> Управление качеством (англ. Perform Quality Assurance).
4. От контроля к отслеживанию
Как вы уже могли заметить ранее, PMI совершил осознанный переход от слова «Контроль» (англ. Control) к слову «Отслеживание» (англ. Monitor), в частности в названии процессов, связанных с человеческими ресурсами.
- Контроль коммуникаций (англ. Control Communications) -> Отслеживание коммуникаций (англ. Monitor Communications).
- Контроль рисков (англ. Control Risks) -> Отслеживание рисков (англ. Monitor Risks).
- Контроль вовлеченности заинтересованных сторон (англ. Control Stakeholder Engagement) -> Отслеживание вовлеченности заинтересованных сторон (англ. Monitor Stakeholder Engagement)
Тем не менее, в названии части процессов оставили слово «Контроль«:
- Отслеживание и контроль работ проекта (англ. Monitor and Control Project Work)
- Контроль расписания (англ. Control Schedule)
- Контроль затрат (англ. Control Costs)
- Контроль качества (англ. Control Quality)
- Контроль закупок (англ. Control Procurement)
- Контроль ресурсов (англ. Control Resources) — новый процесс в PMBoK 6th Edition.
Несомненно эти изменения затронут и экзамен, но вряд ли ошибки такого рода будут сильно караться.
5. Исключен процесс «Закрытие закупок»
На наш взгляд это достаточно серьезное изменение. PMI предположил, что некоторые руководители проектов не имеют полномочий для закрытия контрактов или закупок, и, таким образом, действия, связанные с закрытием закупок, были включены в процесс «Контроль закупок». С точки зрения подготовки к экзамену PMP это не означает, что контент, связанный с процессом «Закрытие закупок» будет из него удален. Но стоит быть внимательным, т.к. эта вопросы из этой области будут переведены в «Контроль закупок» и «Закрытие проекта или фазы».
6. Роль менеджера проекта
Учитывая часто меняющуюся роль менеджера проекта и подход к лидерству в управлении проектами, PMI включил новый раздел, посвященный определению постоянно расширяющейся роли менеджера проекта. В этом разделе также упоминается треугольник талантов PMI, охватывающий навыки лидерства, стратегического и технического управления проектами, а также компетенции, которые двигают вперед роль современного менеджера проектов.
Редакция forPM