Решение конфликтов в проектных командах

Решение конфликтов в проектных командахКонфликты в проектных командах – это ежедневная реальность. В очень редких случаях конфликты не возникают – даже в самых маленьких проектах происходят конфликты. Конфликты свойственны человеческой природе, и они возникают из-за множества причин, например:

  • недопонимание,
  • личностные конфликты,
  • разногласия относительно правильного подхода к решению проблемы,
  • завышенное самомнение.



Частью обязанностей менеджера проекта является выявление и решение конфликтов в проектной команде. Лучший способ справиться с конфликтом — обеспечить участие вовлеченных в конфликт сторон в решении этого конфликта. Вы не можете разрешить конфликт за них; они должны договориться сами о том, как разрешить конфликт самостоятельно.

Помните, что иногда конфликты нельзя разрешить. Например, в вашей команде проекта могут быть два человека, которые в любом случае не станут ладить друг с другом – слишком многое произошло между ними. Если вы не можете помочь им решить конфликт, они, как минимум, должны работать вместе по делу на благо команды и проекта в целом. В этом случае вы должны помочь им решить, как они собираются пройти через этот проект в теплых и профессиональных отношениях друг с другом.

Ниже приведены советы, которые помогут вам двигаться в правильном направлении:

  • Проведите первое совещание с людьми, находящимися в конфликте, чтобы обсудить:
    • В чем суть проблем? Обсудите их все – позвольте людям сбросить напряжение.
    • Каковы их перспективы?
    • Работайте со сторонами, чтобы разработать критерии для решения их конфликта.
    • Попросите их подумать над тем, что они могут сделать, чтобы справиться с этой проблемой или отложить ее, основываясь на согласованных с ними критериях разрешения, чтобы продвинуться вперед к совместной работе. Какие альтернативы существуют? Это должно выполняться вечером, чтобы люди могли обдумать все ночью.

Запланируйте как минимум 2 — 4 часа для первого совещания (в зависимости от величины проблемы). В ходе этого совещания разъясните, как конфликт между ними влияет на проект и на команду в целом. Ваша цель – как минимум заставить их общаться друг с другом, чтобы они открыто высказали все. Вы должны убедиться, что они действительно слушают друг друга. Помните, что конфиденциальность здесь является основой. Напомните им, что все сказанное в этой комнате не покинет ее пределов. В некоторых случаях полезно встретиться со сторонами по отдельности, чтобы помочь им обдумать подход к разрешению конфликта с другим человеком.

Назначьте совещание на следующий день, чтобы обсудить, как можно разрешить конфликт между людьми.

  • Попросите их высказать идеи относительно того, как продвинуться вперед к разрешению проблемы – о чем они думали прошлым вечером, основываясь на согласованных критериях, которые способны помочь разрешить конфликт.
    • Какие альтернативы они могут предложить для успешной совместной работы?
    • Могут ли они прийти к согласию относительно любой из альтернатив?

Вашей задачей будет заставить их обсудить друг с другом их идеи по разрешению конфликта и, в идеале, прийти к согласию относительно того, как его разрешить. Помните, что вы не можете разрешить конфликт за них; они должны сделать это сами. Вы только лишь облегчаете их переговоры. Помогите им прийти к согласию относительно разрешения конфликта, задавая вопросы, изучая детали, и т.д. Если один человек предлагает идею, рассмотрите, как эту идею можно подправить, чтобы она была принята другим человеком. Как другой человек может дополнить идею, чтобы она была приемлема и для него?

Помните, что иногда нельзя достигнуть согласия, и конфликт нельзя разрешить, но вам нужно, чтобы эти люди все же работали вместе. Как они могут выполнить это? Что им нужно, чтобы спокойно работать вместе как специалистам по направлению к успешному завершению проекта?

Когда согласие было достигнуто – или есть согласие относительно того, как работать вместе, несмотря на конфликт между ними, – рассмотрите то, что было согласовано, и добейтесь от них готовности продолжать работу над разрешением конфликта (его нельзя устранить сразу же!) и придерживаться разработанного ими плана по его разрешению.

Рекомендуется проводить с ними повторные проверки по отдельности и вместе, чтобы проверить, как идут дела в течение нескольких следующих недель и месяцев, и предоставить им поддержку, необходимую для движения в правильном направлении улучшенных деловых отношений.