Можно выделить следующие три основные проблемы стратегического менеджмент: отсутствие стратегического менеджмента как системы управления, отсутствие стратегии, отсутствие механизма реализации стратегии.
Отсутствие стратегического менеджмента как системы управления
Естественно, что любой компании приходится принимать стратегические решения вне зависимости от того, есть у нее система стратегического менеджмента или нет. Это просто требование внешней среды. А уж как будут приниматься стратегические решения: на основе продуманной стратегии или в перерыве между решением текущих задач – это каждая компания для себя решает сама.
К сожалению, для большинства компаний стратегический менеджмент пока рассматривается как что-то такое заоблачное, нереальное и не имеющее отношения к практике. Для некоторых компаний даже сами термины являются не понятными.
Когда я проводили семинар по стратегическому управлению в одном региональном городе, численностью до 600 тысяч человек, то один из участников семинара рассказал забавную историю. Когда она (финансовый директор) собиралась на этот семинар, то ее коллеги по работе все спрашивали, на какой это семинар она собралась. Сначала она пыталась отвечать, что на семинар по стратегическому управлению. Но такой ответ, как правило, мало о чем говорил тем, кто задавал вопросы.
Поэтому приходилось давать дополнительные разъяснения, но и после этого интересующиеся никак не могли понять, а зачем это вообще все нужно. Поэтому всем остальным она уже стала говорить, что идет на семинар по бизнес-планированию. И после этого ей уже в ответ стали понимающе кивать головой.
Отсутствие стратегии
Осознав необходимость создания системы стратегического менеджмента, компания сталкивается с такой серьезной проблемой, как отсутствие технологии разработки стратегии компании на основе результатов стратегического анализа. Начав использовать методики стратегического анализа, менеджеры компании осознают, что, даже если они будут принимать все возможные методики, это вовсе не дает 100% гарантии того, что они получат самую эффективную стратегию.
Оказывается, нужно научиться, так сказать, “вручную” формировать стратегию на основе результатов стратегического анализа. Такой психологический барьер зачастую становится тормозом дальнейшего использования системы стратегического управления. При этом в своей текущей деятельности менеджеры с этим постоянно сталкиваются, и это их уже не пугает, но, что касается стратегии, то пока это не всегда проходит. Поэтому менеджерам нужно научиться принимать стратегические решения и делать это эффективно.
Действительно, часто на практике бывает очень сложно решиться на этот следующий шаг. То есть от осознания необходимости стратегического управления до разработки стратегического плана нужно проделать определенную работу. В первую очередь это преодоление психологического барьера. Всегда кажется, что что-то новое сделать сложно или даже невозможно.
От наличия воли первого лица компании очень многое зависит. Поэтому то, как быстро компания от осознания важности стратегического менеджмента перейдет к конкретным действиям в большей степени зависит от воли и целеустремленности генерального директора.
Генеральный директор одной крупной компании рассказывал мне, что у них, к сожалению, пока этот этап развития не пройден. Он сам, да и все его топ-менеджеры существенную часть времени уделяли именно оперативным вопросам. Он приводил примеры, как главный инженер (технический директор) у них вместо того, чтобы решать вопросы технического развития предприятия занимается болтами в буквальном смысле этого слова.
То есть при возникновении вопросов, связанных с выделением материальных ресурсов для производства, большинство сотрудников шли напрямую к главному инженеру. Генеральный директор понимал порочность сложившейся ситуации, т.к. и ему самому приходилось решать большой объем мелких оперативных вопросов. Но с другой стороны он (и остальные топ-менеджеры) опасался того, что если он попытается часть вопросов сбросить на других, то они вообще не будут решены.
То есть вроде бы нужно заниматься вопросами развития компании, но в тоже время очень трудно в сложившейся ситуации выделить на это временные ресурсы. Таким образом, руководители этой компании никак не могли разорвать этот порочный круг.
Отсутствие механизма реализации стратегии
Компании, решившие предыдущие две проблемы и начинающие активно использовать технологии стратегического управления, вдруг понимают, что, оказывается, даже очень хорошая стратегия вовсе не гарантирует того, что она будет реализована. Выясняется, что нужно выстроить еще и систему (механизм) развития, которая бы позволяла реализовывать разработанную стратегию.
Таким образом, кроме того, что компания должна осознать необходимость внедрения и использования стратегического менеджмента, так она еще может столкнуться с вышеуказанными проблемами.
Это может привести менеджеров к тому, что они разочаруются в стратегическом управлении, при этом на самом деле ни разу не попробовав его в действии.
А.Карпов