Процессное управление vs. проектное


Процессное управлениеПрофессионально занимаясь оптимизацией и регламентацией деятельности различных организаций, мы регулярно сталкивался с ситуацией, когда проекты плавно перетекают в процессную деятельность, и наоборот. И в таких случаях возникает справедливый вопрос: Как же тогда управлять деятельностью, если бизнес-процессами и проектами принято управлять и описывать, используя различные методики?

Прежде всего давайте разберемся, что такое бизнес-процессы и проекты.

Бизнес-процесс – это регулярно повторяющаяся последовательность операций, потребляющая ресурсы и создающая некий результат, ценный для потребителя.

Проект – это деятельность, ограниченная по времени, в результате выполнения которой создается конечный уникальный результат.




Таким образом, различий между бизнес-процессом и проектом, по сути, два: уникальность/повторяемость деятельности и уникальность/повторяемость результата. Например, бухгалтерский баланс компания формирует регулярно раз в квартал (это бизнес-процесс), а внедрение новой корпоративной системы происходит единоразово (это проект).

Но не все так просто. Предположим, что некая ИТ компания занимается проектированием центров обработки данных (ЦОД). Разумеется, что одна проектная документация будет отличаться от другой, т.к. в зависимости от технического задания у разных ЦОД будет разная конфигурация и мощность, разные архитектуры и т.д. Однако с точки зрения выполнения деятельности по проектированию ЦОД, а также управления такой деятельностью – этот типовой проект скорее является бизнес-процессом, т.к. общая последовательность действий по разработке проектной документации ЦОД будет абсолютно типовой.

Аналогично, организация конкурсных торгов на право оказания услуг по ремонту и эксплуатации офисных помещений для компании будет проектом, если ранее никакого опыта проведения тендеров у компании не было. Более того, даже если компания занимается в основном проектной деятельностью, и эти проекты сложно отнести к типовым, то и в этом случае общая последовательность действий достаточна стандартна:

  • инициирование проекта;
  • планирование проекта;
  • исполнение проекта;
  • мониторинг и управление;
  • завершение проекта.

При этом уникальным является именно исполнение проекта, а все прочие фазы если и не одинаковы, то могут быть сведены к двум-трем устойчивым вариантам.

Исходя из выше написанного, можно прийти к важному заключению, проект – это не всегда проект, а бизнес-процесс – это не всегда бизнес-процесс. Но для чего это нужно понимать и учитывать в реальной работе? Дело в том, что управляют бизнес-процессами и проектами по-разному. В таблице ниже приведены основные отличия подходов к управлению бизнес-процессами и проектами.

Параметр Процессное управление Проектное управление
Регламент Регламент бизнес-прцесаа и методические указания Устав и план проекта
Контроль исполнения Результат процесса Время, бюджет, ресурсы
Кто управляет Линейный менеджер Менеджер проекта
Методическая основа Процессный подход к управлению, TQM, ISO-9000 Стандарты управления проектами: PMI PMBoK, PRINCE2, IPMA

Как мы можем видеть, отличия в управлении бизнес-процессами и проектами довольно существенны, их нельзя не принимать во внимание в практической работе.

Поэтому при осуществлении основной деятельности компании очень важно определить, к какому типу она относится – к проектной или процессной, так как типовой проект – это скорее бизнес-процесс, а новый бизнес-процесс скорее относится к проектной деятельности. И если тип деятельности определить правильно, то тогда компании удастся избежать ненужных потерь во времени и ресурсах на управление своим бизнесом.

forPM