Польза применения подходов обучения в плане управления командой проекта достаточно весома:
- В процессе обучения сотрудники учатся думать самостоятельно, что несомненно вдохновляет их. Дополнительная же выгода для менеджера проекта в том, что команда проекта находит свой собственный способ действий при минимальной помощи, при этом ей не приходится снова задавать один и тот же вопрос по несколько раз, а это экономит время и повышает эффективность работы всей команды проекта. Согласитесь, что это большое достижение.
- Обучение способствует разнообразию, позволяя членам команды проекта вырабатывать свои методы и подходы к решению поставленных менеджером проекта задач и эффективнее достигать результатов.
- Обучение позволяет выявить глубинные проблемы с компетенциями. Например, менеджер проекта часто ставит задачу перед командой проекта и вполне обоснованно ожидает, что команда найдет решение проблемы. Но если команда не в состоянии предложить подходящее решение, то менеджер проекта задается вопросом, почему это происходит. Нужно ли усилить команду проекта новыми экспертами и специалистами, или же необходимо развивать ее компетенции?
Многие менеджеры проектов, которые сами сильные и успешные наставниками, часто идут на компромисс, когда на них давят текущие обстоятельства – например, опаздывая на заранее запланированные совещания или не укладываясь в сроки выполнения задач. В данных ситуациях многие менеджеры проектов говорят или советуют, а не задают вопросы. Они используют язык вроде «Сделайте это… сделайте то» или «Надо делать так-то и так-то…». Как только внешнее давление ослабевает, менеджер проекта возвращается к более конструктивному обучающему стилю, понимая, что в долгосрочной перспективе использование методов обучения, а не прямых советов, принесет больше пользы как ему самому, так и его сотрудникам.
Менеджер проекта всегда должен помнить, что необходимо соблюдать баланс, так как излишнее усердствование с обучением сотрудников может сделать его непродуктивным. Неопытные менеджеры нередко по ошибке могут переусердствовать с обучением сотрудников, тем самым вызвав вопросы о недоверии со стороны команды проекта. Если обучение – это единственный метод, используемый во время обсуждений, это вызывает стресс у обучаемого человека, что ведет к снижению продуктивности. Чем больше вы практикуетесь в применении обучающего стиля как менеджер проекта, тем легче понимать, когда его следует применять, как включать его в обсуждения и с кем. Но даже для хороших наставников бывает трудно не рассказывать по привычке, а спрашивать, когда на них давят обстоятельства.
Опытные менеджеры проектов осознанно применяют обучающий подход, интересуются ответной реакцией на их действия и понимают, что они всегда будут учиться лучше влиять на людей. Обратная связь помогает менеджерам узнать, как другие сотрудники оценивают их действия.
Менеджеры проектов, действующие в качестве наставников, могут также применить свои навыки для эффективной работы вместе с командами. На планерках команда проекта нередко ждет, что менеджер проекта укажет путь решения той или иной проблемы. В большинстве случаев команда проекта не может предложить метод решения. Тогда менеджер проекта может задать команде следующие вопросы:
- «Должен существовать метод решения данной проблемы. У кого-либо есть идеи?»
- «Знает ли кто-то человека, способного дать ответ?»
- «Что поможет нам уложиться в данный контрольный срок?»
- «Как совместная работа может помочь нам получить требуемый результат?»
Подобные вопросы крайне полезны, так как они побуждают членов команды проекта думать над решение проблем. Обучение не следует считать единственным и универсальным подходом, когда речь идет об управлении проектами, его надо применять в комплексе с другими методиками. Обучение — это эффективное средство, укрепляющее взаимоотношения, вдохновляющее людей, побуждающее думать и, в конечном счете, помогающее менеджеру проекта достигать поставленных целей.
Карл Бюрье, PMP