Технология управления проектами в процессе модернизации экономики

Технология управления проектамиТекущая ситуация, развернувшаяся в Российской экономике, лишь отчасти напоминает произошедшее в 2008 году. Но у системного кризиса 2015 и финансового кризиса 2008 есть много общего. Экономика в 2008 году не справилась с управлением возрастающей денежной массы и на полном ходу врезались в железобетонный кризис, благосклонно оставленный кем-то на дороге. В данной статье мы рассмотрим как технология управления проектами может помочь в преодолении кризиса.

Из перечня идентификации рисков: при внедрении технологии управления проектами в неподготовленную своевременно экономическую систему существует 99% вероятность возникновения конфликта интересов сторон с основными параметрами управления проектами.



Введение

Важность предотвращения конфликта интересов сторон при трансформации экономических систем. Совокупность инструментов по идентификации и управлению рисками.

При модернизации экономической системы всегда есть несколько сторон, претендующих на роль реформатора, выдвигающих свои идеи, аргументы и модели реализации, что приводит к возникновению конфликта интересов. От исхода противостояния сторон зависит результат: либо реальные изменения и достижения, либо изменения номинальные, принимающие формы деклараций о наступившем светлом настоящем. Здесь ключевую роль играет управляемость процесса и технология управления проектами.

Основная роль экспертов и консалтинговых компаний по управлению заключается в разработке моделей эффективного управления и предотвращения конфликтов. Без экспертного анализа фактора осуществимости, все попытки трансформации обречены на неудачу вследствие жесткого конфликта интересов в борьбе за лидерство и передел уже существующих потребительских благ. Требуется анализ опыта, как позитивного, так и негативного. Лучшие практики и достижения экономик в прошлом необходимы для применения и улучшения в настоящем, худшие практики, негативные уроки – для учета и исключения на этапе планирования.

Проведем независимый анализ процессов изменений постсоветского периода с точки зрения технологии управления проектами. Анализ решений.

Управление проектами и консалтинг по управлению в России все еще не считается стратегической отраслью. Это наиболее вероятная причина, вследствие чего большинство попыток внесения структурных изменения в экономической системе страны не достигали и не достигают целей. Использование инструментов проектного подхода и консалтинг по управлению в масштабах бизнеса в России и СНГ настолько незначительно, что скорее можно считать инновационными технологиями.

Во-первых, инновациям всегда оказывалось жесткое противодействие за счет объединения сторонников морально устаревшей системы управления. Отвлечение финансовых и интеллектуальных резервов на внутреннюю борьбу препятствует правильной расстановке приоритетов внутренних и внешних факторов для достижения поставленных целей. Малоэффективное управление в стране позволяло другим экономикам стремительно развиваться и доминировать во всех доступных сферах.

Новое и непонятное всегда воспринимается консервативной системой враждебно, как угроза устоявшимся порядкам. Подобные конфликты происходили на заре промышленной революции с изобретением и внедрением ткацких станков (Cockerill), печатного производства (Koenig & Bauer), массового производства автомобилей (Ford), гидропоники (GTK, http://growtentskits.com/). С зарождением и формированием профсоюзного движения, которое способствовало созданию и модернизации технологий по управлению производством, соблюдения мер безопасности и т.д.

Для развития инновационных идей и технологий, прежде всего, необходимо, чтобы общество и государство были готовы психологически к их массовому созданию и внедрению. В противном случае основная политика в самой системе противодействует экономическим и производственным интересам. Процесс выполнения важных решений политиков в основном встречает упорное сопротивление на местах, где необходима командная работа для достижения запланированного результата. Спланированное бездействие является большей угрозой, чем прямое противодействие: пока определяются скрытые задачи и лоббирование интересов, проходит время необходимое на реагирование на риски. Корректирующее воздействие может быть задействовано слишком поздно.

Когда эмиссары большевиков ездили по миру в поисках оборудования и технологий для страны Советов, они не обратили внимания на основу основ всех модернизаций – консалтинг и технология управления проектами. Другие причины отсутствия в России профессиональных управляющих сложно найти. Советский же менталитет пытался объединить две совершенно разные профессии – политика и управляющего.

Опыт многих развитых стран показывает, управляющий проектами – это важная профессия, требующая серьезного обучения и практики. В России пока нет определения вида деятельности «управление проектами» и методики подготовки профессиональных управляющих для разных индустрий на законодательном уровне. Так же, как и законодательства, регулирующего деятельность компаний и специалистов в области управления. Эти упущения предопределяют в том числе нарушения прав управляющих проектами некоторыми участниками инвестиционной деятельности и возможные нарушения антимонопольного законодательства страны. Между тем, управление проектами – стратегическая отрасль, обеспечивающая модернизации от инициации до завершения.

Во-вторых, игнорирование социальной ответственности обычно приводит к неуправляемому конфликту интересов в обществе, недоверию к бизнесу и власти. Между тем, социальная ответственность бизнеса порой играет более важную роль в экономике, чем уровень рентабельности. Скорее всего, именно фактор социальной ответственности стал одним из решающих при отказе акционеров «Арселор» («Arcelor») в продаже доли известной российской компании в предпочтение индийскому инвестору и объединении в «Арселор Миттал» («Arcelor-Mittal»).

Формирование идеологии бизнеса в передовых странах происходило с распространением промышленной революции, изменившей отношения общества, власти и предпринимателей. Для сравнения приведем небольшой эпизод из истории защиты изобретений в промышленно развитой стране от распространения и внедрения в других странах. Толчком к началу промышленной революции в Англии послужили объективные предпосылки, создавшиеся в стране во второй половине XVIII века. Англия располагала значительными финансовыми ресурсами, либеральной политической системой, при которой государство не пыталось подавить предпринимательскую деятельность, и грамотное население – потенциал для образования нового класса капиталистов. Индустриализации также способствовала готовность английского общества к созданию и применению инновационных технологий в разных сферах деятельности. Как результат, в Англии были изобретены и запатентованы, в числе прочих, паровой двигатель и первые экземпляры деревянных прядильных машин. Английские законы были направлены на защиту от распространения чертежей и технологий, способствующих росту экономик иностранных государств, а также на ограничение сотрудничества ценных специалистов с иностранными компаниями. Вильям Кокерил, работавший в то время у английского хозяина столяром за ничтожную зарплату, переехал во Францию, восстановил чертежи, нашел инвестора и начал производить прядильные станки. Английские патенты в то время не действовали на территории Франции. После 1800 года он переехал на территорию современной Бельгии, усовершенствовал и наладил производство прядильных станков из стали и чугуна. После 1807 года Кокерил использовал паровую машину Болтона и Ватта (Bolton&Watt) для повышения производительности прядильных станков и открыл текстильную фабрику в Льеже, создав основу для развития французской текстильной промышленности. В начале XIX века в целях повышения эффективности управления Кокерил вместе с сыном Джоном создал первую в мире интегрированную компанию, объединившую добычу угля, производство станков и текстиля. Компания превратилась в крупнейшую металлургическую и машиностроительную компанию в Европе, позднее став частью «Арселор». После 1830 г. компания Кокерилов построила первые локомотивы для железной дороги в Бельгии, определив одно из лидирующих мест в индустриальном развитии страны в Европе. Сравните одновременные события в Российской империи и их последующее влияние на технологическое развитие страны.

Неэффективное планирование ресурсов

Четыре главных фактора, потенциально способствующих успешному развитию российской экономики есть в наличии: природные и интеллектуальные ресурсы, неудовлетворенный внутренний рынок и регулируемое лояльное законодательство. Сложности возникают в отсутствии или невыполнении законодательства и регулирования внутреннего рынка. Неудовлетворенный внутренний рынок – это важный ресурс, отдавая который на откуп иностранным компаниям, страна превращается в огромную площадку для спекуляций. Резкие скачки цен – характерная черта спекулятивного рынка. Инженерный потенциал это основной ресурс, при грамотном использовании которого можно добиться технологического преимущества в отстаивании экономических интересов.

Рассмотрим отличия ситуации в Англии XVIII века и России XXI века. В результате повышения цен на нефть после 2004 — 05 гг. появились финансовые ресурсы (по крайней мере, были до осени 2008), интеллектуальный ресурс также есть, но государство подавляет предпринимательскую активность и создание либерального законодательства. Подавление выражается в том, что без административного ресурса не сможет возникнуть и существовать практически ни одна компания, действующая в значимых сегментах экономики. В итоге специалисты с высшим образованием вынуждены торговать китайскими товарами или другой продукцией иностранных экономик.

Возможность использования высоких цен на нефть для диверсификации экономики не была реализована, и проявились только негативные последствия. Данный феномен известен как «проклятие ресурсов» или «голландская болезнь». Похоже, два негативных фактора «административный ресурс» и «подавление интеллектуального ресурса – потенциала, способного создавать инновационные технологии и продукты» взаимно поддерживают и дополняют друг друга, создавая замкнутый круг.

Технология управления проектами и шесть фундаментальных отличий построения ее моделей

  1. Определение цели. В определении ближайших задач нет четкого обозначения промежуточных и конечных целей.
  2. Схема управления. Команда, назначенная для управления проектом, на самом деле выполняет политическое маневрирование, а не реальное управление проектом.
  3. Планирование. В ходе реформ утрачиваются или демонтируются механизмы оперативного планирования и развития экономики.
  4. Ответственность. Размывание ответственности за реализацию. Нет четко назначенных ответственных структур за реализацию проекта или этапов.
  5. Схема выполнения. Мониторинг, контроль и внесение изменений в ходе выполнения не функционируют.
  6. Управление рисками, т.е. управление при помощи манипулирования рисками.

Основное отличие – наличие официальной и теневой схем выполнения порождает остальные. Управление рисками трансформируется в управление при помощи манипулирования рисками. Достижение результатов, противоположных официально декларируемым целям – а в действительности, соответственно теневому сценарию. Одним из инструментов, действующих одинаково эффективно, является механизм распознавания и реагирования на нежелательное развитие теневого сценария.

Разница двух систем управления проектами состоит в скорости и качестве выполнения. При «совковой» системе выполнения тиражировать множество проектов невозможно по причине их неэффективности. Изначально системы создавались в различных экономических условиях и для разных задач, отсюда и различия. Закладывать неопределенность на разных этапах российскую технологию управления проектами вынуждает экономическая система.

Один и тот же инструмент в разных странах может привести к противоположным результатам под влиянием манипулирования.При нарушении принципов строительства фундамента здание рано или поздно разрушится, как и проект построения стабильной экономики. При неработающей схеме реализации проекта статистику можно подправить на короткое время, но разрушения станут видимыми, когда скрывать их уже станет невозможно.

С другой стороны, в нашей стране есть опыт успешного выполнения крупных проектов, направленных на достижение конечного результата, например, космических программ 60-70 годов. В Советском Союзе в 60-е годы частично использовались инструменты управления проектом в гонке по освоению луны. В российской программе участвовали инженеры-изобретатели, создавшие за десять лет луноход – Королев-Бабакин-Кемурджиан. В американской – команда, запустившая экипаж Армстронг-Коллинз-Олдрин младший на Луну. В роли заказчика выступило государство (инициация проекта), выделило производственные ресурсы, (бюджет). Менеджер проекта Королев сформировал команду, и задача была выполнена. Так как не было проведено тендера среди ряда команд для создания конкуренции внутри страны и выбора лучшего предложения, страна не получила множество технологий способных модернизировать экономику.

А сколько проектов в разных областях не были выполнены, так как их никто и не заказывал! Анализируя процесс и конечный результат выполнения проектов всесоюзных строек и строек в современной России можно сделать вывод – мало что изменилось. С одобрения заказчика процесс выполнения проекта важнее официального результата.

Сравните, что сейчас происходит в наукограде, названном в честь С. П. Королева. Полный развал инновационных программ. Город, в котором создавалась 40-50 лет назад космические программы не в состоянии сейчас наладить производство автоматизированных грузовых тележек или унифицированных инвалидных кресел. Ознакомиться с деталями проверки Счетной палатой РФ можно в газете «Вечерний Королев» №3(156).

Недавно один из высокопоставленных чиновников отметил, что государство – это неэффективный управленец в бизнесе. Мировой опыт показывает – политика и управление бизнесом это разные компетенции. Но у государства есть выбор – нанять эффективное управление или консультантов по управлению. При эффективном управлении кризисов не бывает, может возникнуть пессимистический сценарий (в том числе, в результате действий конкурентов). На случай возникновения подобного сценария в арсенале управляющих проектами на стадии планирования должны быть разработанные инструменты быстрого реагирования на риски – план управления рисками, корректирующие действия и т. д.

Упущенное время для создания условий модернизации управления и инновационных технологий. Отсутствие плана реагирования на изменения.

Механизм процесса сегодняшнего кризиса закладывался в 2003-2004 гг. Условия требовали разработки инновационных управленческих технологий, но сработал старый принцип – внутреннее противостояние модернизации. Вместо кардинальной реконструкции внедрили косметический ремонт. Не думаю, что руководитель, считающий свою компанию современной и успешной, согласится в целях экономии ездить на автомобиле, собранном на шасси от Волги, созданной в 60-е годы, но с кузовом и интерьером от Мерседеса или Тойоты последнего поколения.

Тем не менее, большинство российских компаний в строительной отрасли до сих пор находятся на шасси (модель управления и структура компаний) 60-70 годов прошлого века. Компании и экономика в целом зависят от цен на сырье и административный ресурс, малоуправляемы, медлительны, закрыты для инновационных решений. В экономике бывшего Советского Союза неэффективность была обусловлена монопольным влиянием административного ресурса и науки малоэффективной при отсутствии рыночных механизмов и конкуренции. С 90-х годов, научная база нейтрализована отсутствием финансирования и заказов. Административный ресурс в России превратился в главный инструмент бизнеса. Современная модель управления и структура российских компаний нуждается в реструктуризации. Чтобы эффективно настроить такую компанию, необходимо нести адекватные статусу и задачам затраты на инновационное управление и новые технологии в производственной структуре компании.

Передовые экономики в результате долгого и болезненного пути развития пришли к успешным моделям в результате взаимопонимания власти, науки и бизнеса. Группа экономик, обладающих реальными потенциальными ресурсами для лидерства, вплотную подошла к группе лидеров в развитии технологий. Лидеры, пройдя в пути эволюции несколько серьезных кризисов, извлекли уроки (создали своим экономикам защитные механизмы от кризисов), подготовили предупредительные меры и запустили развитие кризисного сценария. Какая экономика сможет быстрее восстановить производство? Определенно, не страны с реальными потенциальными ресурсами, которыми не хотят или не смогли пока воспользоваться. Они пострадают больше всех. Они отброшены на многие годы ошибок и дорогостоящих экспериментов. А за это время страны-лидеры доработают и запустят экспериментальные технологии в производство и обеспечат очередной прорыв в развитии. Раньше открытия новых технологий и продуктов происходило спонтанно. Сейчас изобретения новых технологий финансируются и создаются по заданию заказчиков.

Показательный пример из истории. В 1967 году некто Хофман легким движением руки парализовал работу нью-йоркской фондовой биржи. С балкона над торговым залом, где проходят торги, Хофман с товарищами начал разбрасывать веером пачки однодолларовых банкнот. Забыв о миллионных сделках, брокеры принялись собирать однодолларовые банкноты. Потребовалось время, чтобы успокоить толпу брокеров и нормализовать работу биржи.

Что произошло с российской экономикой при кратковременном взлете цен? «Золотой дождь» высоких цен на природные ресурсы заставил забыть о здравомыслии и основах эффективной экономики. Сравните истоки моделирования кризисов.

«Проклятие ресурсов» — термин означает неспособность стран с богатыми природными ресурсами диверсифицировать экономику и развивать равномерно отрасли производства.

Как создать благоприятные условия для разработки инноваций, необходимых при модернизации экономики?

Из истории изобретений. Преимущество от реализации потенциала инновационных идей редко получают авторы изобретений. Вывод: страна, способная создать условия для мотивации нестандартного инженерного мышления, получает технологическое преимущество спустя некоторое время. Диверсификацию экономики необходимо начинать сегодня, чтобы предотвратить негативные сценарии, подобные текущим, в ближайшем будущем. Лидерские амбиции возникают в странах при создании успешных экономик, достижении ключевых показателей высокого уровня жизни и стандартов эффективного производства. Предпосылки для создания экономического прорыва могут отличаться в зависимости от менталитета, географического положения и исторического развития страны. Инициация модернизации экономики происходит везде одинаково – после принятия принципиального решения о реформировании. Создавая непрерывный процесс генерирования, внедрения и усовершенствования технологий и продуктов, страна обеспечивает непрерывный эффект в реальных секторах экономики и в реальном времени.

Критический путь развития проекта, т.е. неэффективный сценарий (В том случае, если проект предполагается для успешной реализации, необходимо предусмотреть критические пути и предотвратить на любом проекте). Изобретения или темы для научных работ, по которым присуждают научные звания, могут быть мотивированы совершенно противоположными целями. Ученая степень только ради обоснования компетентности и административного прикрытия, а не ради фундаментальных знаний. При прохождении определенной процедуры и затрат можно оформить научную работу, но практической пользы для экономики или производства она не сможет оказать. При анализе практического эффекта для производства и экономики создается ощущение, что все изобретения уже сделаны и научная деятельность для производства не нужна в принципе. В реальности программа финансирования и выполнения научных разработок может быть заменена видимостью и прикрывающими административными манипуляциями. Отношение общества к интеллектуальной деятельности формирует основные ценности в развитии среды, какой заказ, такое и выполнение.

Далее следует достижение административных должностей с целью последующей растраты финансовых средств с обоснованием инновационных программ. Это простая многоходовая комбинация напрямую разваливает экономику. Подобная схема распространена практически во всех сферах постсоветской экономики, откуда и была унаследована.

Эффективное решение обязано существовать

Всегда есть взгляд с другой стороны. Если объявить тендер по созданию определенных технологий для решения определенных задач, выделить гранты победителям – результат будет совершенно другим. Например, технология независимого консалтинга по управлению проектами за десять лет способна дважды модернизировать технологию по управлению в отдельной отрасли, если действовать по схеме: создание модели управления одновременно с внедрением в указанные заказчиком компании и корректирование в процессе внедрения. Тогда достижение указанного заказчиком результата займет в среднем от 3 до 5 лет. Это международная практика с поправкой на современные технологии.

Результат выполнения любого задания напрямую зависит от приоритетов при выдаче заказа. Исходя из этого «эффективной экономической модели» не создано просто потому, что ее никто и не заказывал. Англия всегда была известна консерватизмом, но на территории бывшего Союза система намного консервативнее. Для развитых стран важен высокий уровень жизни и стабильность даже при кризисе, а в большинстве стран бывшего СССР важнее надежно закрыть доступ инноваций в управление экономиками и сохранить монопольное влияние административного ресурса.

Как создать условия для модернизации экономики и найти подход к успешному решению вопросов? За примерами далеко не надо ходить, а можно взглянуть на привычные вещи с другой стороны. Страны-потребители природных ресурсов и сырья отреагировали на риски исходящие от стран с неустойчивой экономикой. Смоделировали и эффективно использовали период высоких цен на энергоносители и сырье для совершенствования новых технологий. Экономика отреагировала на изменение условий разрешением технологической задачи. Ускорилось создание технологий альтернативных источников энергии и увеличилось в разы финансирование программ для решения возникших задач. Реакция демонстрирует гибкость системы к восприятию возможных рисков.

В 2005-06 годах власти в очередной раз организовывали встречи представителей крупного бизнеса России для обсуждения вопроса «Что делать?». Как показала реальность, у российского бизнеса с неограниченными возможностями есть общая тенденция не воспринимать в стадии бурного роста потребность модернизации технологий управления. Все и так прекрасно, зачем улучшать. Важная статья расходов на НИОКР для управления практически отсутствовала и отсутствует в масштабах экономики страны. Необходимая реальность выживания в эпоху глобализации, среди конкурирующих экономик, — найти взаимопонимание власти, бизнеса и науки.

Противоборство стран за сферы влияния давно переросло в противоборство экономик с использованием новейших разработок и технологий во всех сферах производства. Слаженные действия экономики, производства и политики дают преимущества в успешном решении большинства важных вопросов. Вопрос в том, какие сферы экономики считать приоритетными направлениями, а какие инфраструктурными, необходимыми для развития и поддержания приоритетных задач. В тоже время в зависимости от текущей обстановки приоритеты могут меняться. Следовательно, меняя обстановку, можно влиять на приоритеты. По этой причине все вопросы необходимо рассматривать комплексно.

Цена на энергоносители в мире управляема путем создания определенной ситуации на рынках и грамотного использованием комплекса инструментов. Инструмент платежа всего лишь сублимированный продукт, не отражающий реальных затрат на производство.

В современном высокотехнологичном мире результат деятельности специалистов отражается в экономических показателях и подвержен манипуляциям. Несколько компаний в ключевых секторах, в которых обнаружены неуверенные показатели в экономической деятельности оппонента, вполне легально входят на рынок, отвлекают квалифицированных специалистов на выполнение мелких задач за сравнительно низкую цену и – интеллектуальный ресурс нейтрализован. Управляющие структуры сами создают слабые места в экономике, которые видны специалисту невооруженным глазом.

Стратегический консалтинг по управлению проектами в строительной индустрии и строительная индустрия в целом в системе приоритетов в структурированной экономике способна выступить локомотивом модернизаций при условии внедрения технологии управления проектами.

Есть два основных сценария дальнейшего развития

Первый сценарий.Если решения об изменениях в структуре российской экономики принимаются только ради политического маневрирования – дальнейшее технологическое отставание России и технологически развитых стран будет увеличиваться. Развитые страны под видом строительства современных заводов в России будут продолжать извлекать добавочную стоимость, из технологий тридцатилетней давности одновременно отвлекая интеллектуальные ресурсы. Замена технологий в развитых странах на более эффективные приведет к серьезным изменениям в потреблении сырья и соответственно расстановки экономик уже в течение ближайших 20 лет.

Второй сценарий. Только власть сможет создать и контролировать условия для сотрудничества бизнеса и интеллектуального потенциала в интересах государства. Создание и внедрение инновационных технологий и методов управления проектами позволит вывести компании на современный уровень развития и занять достойное место в рейтинге мировых экономик.

Необходимо разорвать порочный круг, когда бизнес, наука и власть существуют на разных уровнях и оперируют совершенно разными инструментами. Бизнес и власть никак не могут найти выхода из состояния потребительской эйфории и перекраивают оставшиеся природные ресурсы, а наука бедная. Взаимные обвинения в неспособности находить и применять действенные меры только в интересах оппонентов стабильной экономики. Экономические действия применяются постфактум и не могут привести к исправлению, если система не способна предотвращать внутренние и внешние негативные факторы. Идеи как создавать добавочную стоимость стоят дорого, особенно если их раздавать конкурентам.

P.S. Недавно прочитал заметку Сергея Лескова «Инноваторы и лохи» с данными социологического опроса старшеклассников на тему «Кем вы хотите стать?». Больше всего сегодняшних школьников хотят стать чиновниками. Более трети опрошенных выпускников предпочитают гуманитарное образование и другие непроизводственные сферы. Естественные науки и инженерное образование вместе интересует менее 6% молодежи. Это результат формирования ценностей современного общества. Предлагаю представить, где окажется страна, когда сегодняшние технические специалисты, получившие образование в бывшем СССР, через 20 лет окажутся вне науки и производства, а реализуется структура общества с соотношением профессий из опроса.

*Примечание автора: «Проклятие ресурсов» впервые описано Ричардом Оти.

Левон Месропян